Храм Иверской иконы Божией Матери

Одно из уцелевших культовых сооружений Генуэзской Кафы – Церковь Иоанна Предтечи, возведённая армянской общиной Кафы в XIV столетии. В настоящем – это Храм Иверской иконы Божией Матери, освящённый в конце XIX столетия (1858 г.) Российской православной церковью после основательной реставрации. Но богатая история этой церкви продолжилась вплоть до начала III тысячелетия, когда в 1996 году завершилось окончательное восстановление сооружения.

hram-iverskoy-ikony-bozhiey-materi

История

Первое упоминание о церкви Святого Иоанна Предтечи (Крестителя) относится к 1348 году, но храм – однозначно не строение 14 века, а культовое сооружение более старшего возраста. Об этом свидетельствуют сохранившиеся останки фундамента и каменных плит. Их возраст превышает 800 лет и старше, т.е. на этом месте стоял храм уже в XII веке или раньше.

Армянская община была самой крупной на берегах Феодосийского залива. Уцелели записи о численности национальных общин Кафы. Армянская община составляла около 60 % от числа всех горожан генуэзской фактории. Армяне были христианами и активно строили христианские храмы, выдерживая национальные традиции храмового зодчества.

После захвата Кафы османцами в 1475 году, большинство христианских церквей завоеватели закрыли или уничтожили до основания. Церковь Иоанна Предтечи низвели до названия «Карантинная» (по местоположению), далее и вовсе закрыли, запретив проведение церковных служб.

И только после прихода на крымские земли Российской империи, османский город Кефе стал опять Феодосией, а Карантинную церковь древнего города вновь вернули в лоно православия. В 1858 году священнослужители Российской православной церкви освятили её именем Иверской иконы Божией Матери.

К храму прилегало христианское кладбище, где были, в том числе, похоронены известные горожане Феодосии. Например, Христофор Афанасьев (бургомистр Феодосии, Председатель городского суда Феодосии), офицеры русской армии и флота, высокопоставленные чиновники и церковнослужители.

Но история бывшей армянской церкви на этом не закончилась, а стала трагической. В страшные годы большевистского террора (зимой 1917-18 гг. и с зимы 1920 по осень 1921 гг.) на месте заброшенного кладбища чекисты проводили массовые расстрелы горожан. В настоящее время на этом месте стоит скромный обелиск памяти о жертвах большевистского террора.

Древнюю церковь вновь закрыли, теперь уже большевики. Она была разграблена, фрески повреждены, скульптуры демонтированы и вывезены (куда – неизвестно). В послевоенные годы строение стало частью статусного историко-архитектурного заповедника «Генуэзская крепость», но этот статус не остановил разрушения древнейшей церкви Крыма. Много лет она стояла с прохудившейся крышей – без малейшей защиты от непогоды и вандалов.

Только после краха коммунистической идеологии, в 1996 году, храм был восстановлен, возвращён Феодосийской епархии. Теперь открыт для проведения служб и прихожан. Группой реставраторов руководил феодосийский скульптор и дизайнер Валерий Замеховский.

Архитектура и интерьер храма

Построенное в Средневековье армянами Кафы, это культовое строение сохранило в своём облике легкоузнаваемые черты классической армянской храмовой архитектуры. Изначально это было каменное сооружение квадратной формы XIII-XIV века под куполом зонтичного типа, установленного на барабане гранённой формы с восьмью гранями и четырьмя узкими оконными прорезями, похожими на бойницы оборонительных крепостей.

tserkov-ioanna-predtechi-feodosiya

Позднее купольный зал стал мал – вероятно, храм нуждался в дополнительном помещении из-за увеличения численности прихожан. Поэтому к купольному залу пристроили дополнительный зал прямоугольной, вытянутой в плане, площади. В более поздней пристройке – три нефа с конхами (полукупольными сводами), разделённые столбами.

hram-iverskoy-ikony-bozhiey-materi

В исторических летописях сохранились описания этой армянской церквушки, с упоминанием  её роскошного убранства. У входа под свод апсиды, по обеим сторонам, прихожан встречали каменные изваяния Николая Мирликийского (Чудотворца) и Иоанна Крестителя, исчезнувшие из храма в советский период истории. Купольная часть потолка была расписана фресками, которые не сохранились.

hram-iverskoy-ikony-bozhiey-materi-bareljefy

А вот нижняя часть купольного свода сохранила каменные барельефы Христа и Двенадцати апостолов (шесть Святых с каждой из сторон от возвышающегося над ними каменного образа Христа). Остались до сего дня барельефы в алтаре: на левой колонне – изваяние Иоанна Предтечи с Агнцем Божием в левой руке, на правой колонне – Николай Чудотворец, держащий в руках Библию. Каменная арка над входом в зал под куполом украшена армянским орнаментом, также как и два параллельных пояса – растительными мотивами.

hram-iverskoy-ikony-bozhiey-materiУ входа в прямоугольную пристройку – хачкары с традиционными армянскими орнаментами. Аналогичную каменную роспись можно рассмотреть на сохранившихся могильных плитах исчезнувшего в Летах кладбища.

Возрождённый храм Иверской иконы Божией Матери на территории Древней Кафы обязательно нужно посетить! Непередаваемые эмоции, приходящие из глубины нашего исторического наследия – наследия ментального и культурного.

Адрес архитектурного памятника:

Историко-архитектурный заповедник в пределах Старого города «Генуэзская крепость Кафа»

Город Феодосия, Портовая ул., 16

Режим работы:

Исторический объект функционирует как действующий православный храм. Открыт для посещений с 8.30 до 17.00. Определён и перерыв посещений с 12.00 на 45 минут.

Для детального изучения всех эпохальных памятников Генуэзской крепости понадобится целый день! Поэтому просто приезжайте отдыхать на берег Феодосийского залива! Наш гостевой эллинг предложит вашей семье комфортабельный отдых у самого моря и подарит вам возможность влюбиться в старейший город Европы – Феодосию! Посмотрите один из наших эконом-номеров –  № 201 и номер класса Люкс с обзором морских просторов — № 401. Осмотр достопримечательностей, спокойный отдых, частный пляж и масса развлечений вечером – для вас!

Это интересно!

Нравится информация? Поделитесь с друзьями, пожалуйста!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *